Германия и Россия: политические взаимоотношения

Немцы и русские - два самых больших народа Европы - на протяжении веков испытывают особую тягу друг к другу. Сегодня, оставив позади эпоху кровавых конфликтов и политического противостояния, они встречаются как равноправные партнеры в срастающейся воедино Европе. Исходным пунктом этого коренного поворота в двусторонних отношениях является совместный вклад обеих стран в бескровное завершение противостояния между Востоком и Западом в 1989 -1990 гг.. В Германии никогда не забудут, что тогдашнее руководство Советского Союза во главе с Михаилом Горбачевым не только не воспрепятствовало объединению Германии, но способствовало ему. 

С тех пор существует принципиальное совпадение по широкому спектру целевых установок обоих государств в области политики, экономики и культуры, несмотря на различие позиций и интересов по отдельным вопросам. Германия и Россия считают себя приверженцами общих фундаментальных ценностей и принципов. Обе ратуют за безопасность и стабильность в единой Европе, за экономическое развитие в условиях рынка, за свободу и благосостояние своих народов, а также за интенсивный культурный обмен. Хотя на сегодняшний день рамки развития германо-российских отношений определяются преимущественно многосторонними организациями и механизмами, но тем не менее эти отношения сохраняют во многом свой неповторимый, исторически обусловленный двусторонний характер.

Двусторонние отношения

Россия является одной из немногих стран, с которыми Федеральное правительство регулярно проводит так называемые «межправительственные консультации», то есть встречи важнейших министров под совместным председательством Федерального канцлера Германии и Президента Российской Федерации. Последняя по времени встреча на высшем уровне состоялась весной 2001 г. в Санкт-Петербурге. При этом предметом обсуждения выступал весь спектр двусторонних отношений - политика, экономика, культура. Инициатива Федерального канцлера Шредера и Президента Путина лежала в основе проведения «Петербургского диалога», который должен превратиться в регулярные неофициальные встречи парламентариев и публицистов для обмена мнениями по вопросам германо-российских отношений.

Однако двусторонние отношения, разумеется, не ограничиваются лишь межправительственными связями. С давних пор существуют тесные контакты между Германским Бундестагом и Государственной Думой, прежде всего между Германо-российской парламентской группой во главе с ее Председателем проф. Хорнхусом и Российско-германской межфракционной парламентской группой, руководимой депутатом Госдумы Олегом Морозовым. Помимо этого, в рамках Международного парламентского практикума Германского Бундестага десять молодых выпускников российских вузов ежегодно получают возможность ознакомиться в ходе шестимесячной стажировки с работой Бундестага и его депутатов. Кроме того, систематически поддерживаются связи между Бундесратом и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Во время визита Президента Бундесрата проф. Биденкопфа в Москву в сентябре 2000 г. стороны договорились о создании групп дружбы.

Для политических партий Германии Россия также является одним из важных приоритетов. Германские политические фонды ориентируются в своей деятельности на политическую линию представленных в Германском Бундестаге партий. Так, Фонд им. Конрада Аденауэра близок к Христианско-демократическому союзу (ХДС), Фонд им. Генриха Белля - к «Союзу 90/Зеленые», Фонд им. Фридриха Эберта к Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Фонд им. Фридриха Науманна - к Свободной Демократической партии (СвДП), а Фонд им. Ханнса Зайделя - к (баварскому) Христианско-социальному союзу (ХСС). Все эти фонды имеют свои представительства в Российской Федерации.

Изучение России имеет в Германии давнюю традицию. Его результаты используются в целях политического консультирования. Фонд науки и политики (ФНП), в который с начала 2001 г. входит также известный своими богатыми исследовательскими традициями Федеральный институт по изучению стран Восточной Европы и международных отношений (BIOST) в Кельне, регулярно публикует исследования о ситуации в России и тенденциях ее развития.

«Германо-российский форум» (г.Берлин) является зарегистрированной в Германии организацией, которая возникла на основе частной инициативы и ставит перед собой задачу способствовать развитию отношений с Россией. Форум держится на профессиональной и финансовой ангажированности членов - представителей политики, экономики, средств массовой информации, науки и культуры. Важнейшими задачами его деятельности являются организация и проведение конференций и докладов на различные темы экономической, внешней и культурной политики, содействие развитию связей с российскими регионами, в частности, путем установления партнерства между городами, а также создание контактной сети молодых руководителей из обеих стран. В настоящий момент Германо-российский форум посредством двух Интернет-проектов создает центральную коммуникационно-информационную базу для лиц, активно участвующих в развитии германо-российских отношений.

Многосторонние отношения

Если брать внешнеполитический аспект, то Германия после своего поражения во второй мировой войне добилась мира, свободы и благосостояния в решающей степени благодаря политической и экономической интеграции со своими европейскими и трансатлантическими партнерами. Этот важный исторический опыт накладывает отпечаток и на подход германской политики к отношениям с Россией: Германия считает, что общий национальный интерес обоих государств состоит в максимальной интеграции России в крупные многосторонние организации, которые сегодня организуют евро-трансатлантическое пространство. 



Европейский Союз

«Восточная политика» Европейского Союза всегда была в особой степени делом Германии, и именно так она воспринималась ее партнерами по ЕС. В 1994 г. с началом расширения ЕС на Восток эта политика вступила в новую стадию. Тогда ЕС в рамках своей линии на объединение приступил, с одной стороны, к подписанию так называемых «Европейских соглашений» с теми государствами Центральной и Восточной Европы, которые могли рассчитывать на вступление в Союз (первыми были Польша и Венгрия). Однако почти одновременно с этим ЕС заключил соглашения о партнерстве и сотрудничестве и с Россией, а позднее также с большинством других государств СНГ. Поскольку процесс ратификации этих соглашений обещал затянуться надолго, то были подписаны временные соглашения (в случае с Россией это произошло в 1995 г.), которые предусматривали немедленное применение положений о торговле, содержавшихся в соглашениях о партнерстве и сотрудничестве. В результате этого сегодня бóльшая часть российского экспорта имеет режим наибольшего благоприятствования, а также неограниченный в количественном плане доступ к крупнейшему в мире внутреннему рынку - рынку ЕС. А «воротами в ЕС» для большей части этого экспорта является Германия. Однако Соглашение о партнерстве и сотрудничестве направлено не только на экономическую интеграцию, но и на политическое сотрудничество. Оно служит основой для регулярных политических контактов между ЕС и Россией на высшем уровне и закрепляет в качестве ядра взаимоотношений общие ценности, такие, как уважение прав человека и демократический процесс. Пути дальнейшего развития отношений между ЕС и Россией определяет Совместная стратегия ЕС в отношении России, принятая в июне 1999 г. в Кельне на заседании Европейского совета под Председательством Германии. В октябре 1999 г. Россия представила свое видение этой проблемы.

НАТО

Вклад НАТО в стабилизацию ситуации поначалу состоял в крупном сокращении военного потенциала, накопленного в Европе за время противостояния между Востоком и Западом. В значительной мере это произошло еще до завершившегося в 1994 г. вывода российских войск из Восточной Германии и стран Центральной и Восточной Европы. Оставшийся военный потенциал НАТО был постепенно переориентирован на выполнение миротворческих задач и задач по поддержанию мира. Подобное развитие означало для всех заинтересованных сторон значительный рост безопасности и стабильности, хотя оборонительная доктрина НАТО уже и до этого не содержала элементов, представляющих угрозу для России. На встрече НАТО в верхах, состоявшейся в Брюсселе в 1994 г., государствам Восточной Европы, идущим по пути реформ, нейтральным европейским странам и среднеазиатским государствам на территории бывшего Советского Союза было предложено более тесное сотрудничество. В результате с 27 из этих государств были подписаны рамочные документы в рамках программы «Партнерство ради мира», которые, впрочем, - в отличие от Договора НАТО - не содержат автоматических обязательств по оказанию военной помощи в случае обороны. Сотрудничество с Россией было интенсифицировано и поставлено на новую основу благодаря подписанию в 1997 г. в Париже Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, а также созданию Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Образование в том же году Совета евроатлантического партнерства создало организационную базу для действий НАТО и государств-участников программы «Партнерства ради мира» по поддержанию мира и гуманитарных акций. Наконец, с учетом уже далеко продвинувшегося процесса интеграции, в который вовлечена также и Россия, на встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 г. трем государствам Восточной Европы: Польше, Венгрии и Чешской Республике - было предложено вступить в НАТО, что и произошло в 1999 г.. Однако в том же году Россия прервала сотрудничество в рамках Совета НАТО-Россия по причине проведения НАТО военной операции против Союзной Республики Югославии. Правительство Германии также стремится к скорейшему возобновлению сотрудничества между НАТО и Россией в полном объеме.

«Большая восьмерка»

Россия начиная со встречи в Денвере в 1997 г. является полноправным членом «большой восьмерки», что произошло не без активных усилий со стороны Федеративной Республики Германия. На уровне министров иностранных дел формат «восьмерки» действует безо всяких ограничений. При обсуждении классических для «большой семерки» экономических и финансовых тем Россия привлекается не в полном объеме, и в первую очередь министры финансов встречаются, как и прежде, исключительно в формате «семерки», поскольку уровень согласованности позиций между государствами «большой семерки» и Россией пока недостаточен для ее участия в подобных встречах в полном объеме. 

Человеческое измерение отношений

Германо-российские отношения развиваются не только в политической, экономической и культурной плоскостях, но и в плане межчеловеческих отношений. Приведем три примера.

В рамках германо-российских отношений развивается партнерство между городами, причем количество городов-побратимов увеличивается. В настоящее время около 70 из них заключили письменные соглашения, еще 60 поддерживают партнерство неформально. Германо-российский форум имеет на своем сайте центр учета, где заинтересованные лица с обеих сторон могут найти контактные адреса.

Тот факт, что Россия после 1990 г., несмотря на все еще живую память об ужасах второй мировой войны, выразила готовность разрешить на своей территории сооружение кладбищ германских солдат и уход за ними, является важным эмоциональным связующим звеном между обоими народами. В этом деле сотрудничают две организации - Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» и «Германский народный союз по уходу за военными могилами». Со своей стороны, Германия сохраняет и обеспечивает уход за памятниками погибшим советским воинам, в том числе за тремя крупными мемориалами в Берлине - в Тиргартене, Панкове и Трептов-парке.

www.deutschebotschaft-moskau.ru

 

   
Hosted by uCoz